Правовые

ОТЧЕТ
о работе правового инспектора труда ЦК Профсоюза работников
здравоохранения по Новосибирской области за 2016 год

     Одним из приоритетных направлений в деятельности Новосибирской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ является работа по защите трудовых и социальных прав и законных интересов членов профсоюзов, первичных профсоюзных организаций, пропаганде и разъяснению действующего законодательства, а также практики его применения.
За период с января по декабрь 2016 года в правовую службу Новосибирской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ за разъяснением и защитой своих прав, включая устные обращения по телефону, обратилось 821 человек.
Более 80% обратившихся получили помощь по вопросам трудового законодательства касающихся заработной платы, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера, заключения, расторжения трудового договора, несвоевременной оплате отпусков, вопросов по предоставлению дополнительных отпусков, продолжительности рабочего времени отдельных категорий работников, гарантий и компенсаций работникам после проведенной спецоценки, а также при сокращении численности или штата работников организации, около 20% обратившихся получили помощь — по вопросам гражданского, жилищного, пенсионного, семейного и другим отраслям права. Основная масса вопросов решалась положительно в ходе устной консультации, по ряду вопросов были подготовлены и направлены обращения в федеральные и региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Полученные ответы доведены до сведения лиц, обратившихся за консультацией.
В 2016 г. правовым инспектором рассмотрено письменных 27 жалоб и обращений. На все обращения заявителям даны письменные ответы. Вопросы касались правильности и порядка предоставления дополнительных отпусков, подсчета стажа, необходимого для выхода на пенсию, процедуры заключения коллективных договоров, процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, порядка осуществления компенсационных и стимулирующих выплат, установления режима рабочего времени и др. Результатом рассмотрения обращений явилось правильное применение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при предоставлении ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, разъяснения по вопросам заключения коллективных договоров.
Неоднократно обращались за консультациями по поводу разъяснения тех или иных вопросов трудового законодательства руководители учреждений, работники экономической, кадровой службы, бухгалтерии, специалисты по охране труда, председатели профсоюзных комитетов. В последнее время очень много вопросов было по специальной оценке условий труда, введении эффективного контракта в учреждениях здравоохранения и т.д.
Осуществление защиты прав обратившихся работников начиналось, прежде всего, с проведения переговоров с руководителями учреждений, специалистами. Обращалось внимание специалистов на факты нарушения законодательства со ссылкой на нормативные документы, давались разъяснения по правильному применению документов. В результате удавалось восстановить нарушенные права членов профсоюза без обращения в органы по рассмотрению трудовых споров (суды и КТС).
Так характерным примером в этом направлении можно считать ситуацию, когда в обком профсоюза за юридической помощью обратилась медицинская сестра ГБУЗ НСО «ГКБ № 12» с просьбой разобраться с отказом администрации в выплате надбавки молодому специалисту.
После проведения переговоров с администрацией ГБУЗ НСО «ГКБ № 12», разъяснением действующего законодательства, «Отраслевого тарифного соглашения по государственным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Новосибирской области 2016 год», не доводя дело до суда, этот вопрос был решен. Медицинской сестре была назначена и выплачивается надбавка молодому специалисту.
Осенью 2016 г. в обком профсоюза обратилась заведующая рентгено-флюорографического отделения – врач-рентгенолог с просьбой помочь разобраться с отменой гарантий и компенсаций после проведенной в марте 2015 г. специальной оценки условий труда.
В связи с обращением была проведена внеплановая документарная проверка. В материалах проведенной специальной оценки условий труда, установлено, что на рабочем месте заведующей рентгено-флюорографического отделения – врача-рентгенолога оценивались факторы производственной среды и трудового процесса такие как: ионизирующие излучения и параметры световой среды (итоговый класс – 2). Но не было проведено исследований в отношении химического фактора, микроклимата, тяжести трудового процесса. Также проведенная Работодателем специальная оценка условий труда не могла являться объективной и полной, поскольку не учтено влияние биологического фактора на рабочих местах в рентгено-флюорографическом отделении.
На вышеназванном рабочем месте фактор производственной среды и трудового процесса «параметры световой среды» — установлен — 2 класс (допустимые условия труда), что вызвало сомнение, так как врач-рентгенолог работает в затемненном помещении (САНПИН 2.6.1.1192-03) проводя исследования снимков на экране негатоскопа.
Все вышеназванные факты, с наибольшей вероятностью привели к снижению итогового класса (подкласса) условий труда на рабочих местах Рентгено-флюорографического отделения.
В итоге по результатам проверки работнику, работодателю и профсоюзному комитету был направлен ответ на обращение. Профсоюзному комитету было рекомендовано обратится к работодателю в рамках п.п. 7 п. 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с требованием о проведении внеплановой специальной оценки условий труда. Работодателю было рекомендовано:
1. работникам рентгено-флюорографического отделения, сохранить все гарантии и компенсации до проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
2. провести внеплановую специальную оценку условий труда в соответствии с п.п. 7 п. 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.
Сейчас все большее значение приобретает судебная защита законных прав и интересов работников. За правовой помощью при обращении в суды обратились 13 человек (8 в связи с незаконным увольнением, 4 по вопросам пенсионного обеспечения, 1 по жилищным вопросам).
В обком профсоюза обратился председатель первичной профсоюзной организации ГБУЗ НСО «Северная ЦРБ» в связи с тем, что 8 работников (члены профсоюза) были незаконно уволены в связи с сокращением численности и штата работников организации. Нарушения выразились в следующем:
1. Администрация ГБУЗ НСО «Северная ЦРБ» вручила председателю первичной профсоюзной организации уведомление о сокращении штата и численности работников за три месяца до начала процедуры расторжения трудовых договоров указав в нем работников, с кем планируется расторжение трудовых договоров по п. 2 части первой ст. 81 Трудового кодекса, а также приложила к уведомлению проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для расторжения трудового договора с конкретными работниками. В соответствии с частью первой ст. 82 Трудового кодекса Администрация обязана была в письменной форме сообщить выборному органу первичной профсоюзной организации о принятии решения о возможном расторжении трудовых договоров с работниками, но не направлять в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для расторжения трудового договора с конкретным работником в соответствии со ст. 373 Трудового кодекса.
Администрация посчитала, что мнение на представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается и расторжение трудовых договоров прошло без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В целях соблюдения процедуры расторжения трудового договора с работниками — членами профсоюза по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ работодатель обязан был повторно направить органу первичной профсоюзной организации проект приказа о расторжении трудового договора, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения, с таким расчетом, чтобы мотивированное мнение было получено работодателем не ранее чем за месяц до планируемого дня увольнения (ч. 1, 5 ст. 373 ТК РФ).
2. Получив уведомление о сокращении штата и численности работников профсоюзный комитет рассмотрел вопрос о сокращении численности и штата и направил работодателю свое мнение по вопросу о сокращении в письменной форме написав его от руки на приказе, указав, что в связи с недостаточностью информации о бюджете организации на 2016 г. и государственном задании на 2016 г., необходимо проведение дополнительных консультаций. Но Администрация проигнорировала данное мнение профсоюза и дополнительных консультаций не проводила.
В данной ситуации проведение дополнительных консультаций являлось обязательным действием, предшествующим расторжению трудовых договоров. Ответчику необходимо было инициировать проведение консультаций, зафиксировав результаты данных консультаций в протоколе. Тем более это требование предусмотрено пунктом 6.3.1. Отраслевого соглашения по государственным учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения Новосибирской области на 2016 год, а также п. 6 ст. 21 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
После рассмотрения всех представленных документов были подготовлены 8 исковых заявлений.
В результате в ходе судебного разбирательства в Куйбышевском районном суде Новосибирской области в октябре 2016 г. было заключено 7 мировых соглашений. Все 7 работников, по условиям мировых соглашений, вернулись на свои рабочие места. Один работник в ходе судебных разбирательств отказалась от исковых требований, и дело было прекращено.
Нарушения в процедуре сокращения в ГБУЗ НСО «Северная ЦРБ» были и в 2014 г. и 2015 г. После оказания юридической помощи обкома профсоюза (подготовка исковых заявлений в 2014 г., обращение в прокуратуру в 2015 г.) все работники были восстановлены на работе.
Правовым инспектором труда обкома в отчетном периоде успешно защищены права работников по досрочному назначению трудовых пенсий по старости и о включении при этом в льготный стаж определенных периодов работы.
Так, например, в обком профсоюза работников здравоохранения РФ обратился фельдшер анестезиолого-реанимационной бригады «Станция скорой медицинской помощи» Управление Пенсионного фонда в Мошковском районе Новосибирской области в своем решении отказало ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости, не засчитав в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) период работы:
— с 22.03.1994 г. по 07.03.2016 г., так как Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и Постановлением Правительства от 22.09.1999 г. № 1066 должность не предусмотрена в списке на льготное исчисление, а также не были включены в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В ходе судебного разбирательства удалось доказать, что согласно должностным инструкциям фельдшера выездной бригады и медицинской сестры-анестезистки, функциональные обязанности фельдшера выездной бригады анестезиолого-реанимационной бригады и функциональные обязанности медицинской сестры-анестезистки, определенной должностной инструкции, тождественны.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что занимая должность фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады, он фактически выполнял обязанности медицинской сестры — анестезистки, в связи с чем 6 сентября 2016 г. удовлетворил исковые требования.
Медицинской сестре 2 глазного отделения стационара ГБУЗ НСО «ГКБ № 1» Пенсионный фонд Калининского района г. Новосибирска в своем решении отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости, не засчитав в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) период работы:
— с 02.10.1989 по 06.07.1997 г. – в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры 2 глазного отделения стационара.
— а также не были включены в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
С учетом всех исследованных обстоятельств дела суд установил — поскольку 2-е глазное отделение, в котором работала истец, было предназначено для оказания специализированной хирургической помощи больным с заболеванием глаза и его придатков как в случае плановой, так и экстренной госпитализации, которое оказывало указанную помощь в условиях стационара, суд пришел к выводу, что указанное отделение имеет хирургический профиль. И учитывая, что это глазное отделение в последующем было переименовано в офтальмологическое без изменения профиля работы Калининский районный суд г. Новосибирска 13.12.2016 г. удовлетворил её исковые требования обязав УПФ РФ Калининского района включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев) вышеназванные периоды работы, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения то есть с 28.04.2016 г.
В Новосибирском областном суде удалось отстоять право фельдшера фельдшерско-акушерского пункта в селе Шагалово на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Пенсионный фонд не учел период работы с 10.04.2000 г. по 31.01.2005 г., в должности заведующей Шагаловской врачебной амбулаторией – фельдшер, а также не были включены в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В ходе судебного разбирательства удалось доказать, что осуществляемая работа в должности заведующей Шагаловской врачебной амбулаторией – фельдшера, непосредственно была связана с медицинской деятельностью по охране здоровья населения и тождественна указанной в Перечне должностей по приложению к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 должности фельдшера.
В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда апелляционным определением от 14.01.2016 г. оставила в силе решение Коченёвского районного суда Новосибирской области от 01.10.2015 г.
Также в Новосибирском областном суде удалось отстоять право в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе и в должности врача-терапевта по совместительству на 0,25 ставки на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Пенсионный фонд не включил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 02.07.2001 г. по 04.05.2003 г. в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе и в должности врача-терапевта по совместительству на 0,25 ставки. В ходе судебного разбирательства удалось доказать, что занимая должность руководителя в лечебном учреждении осуществляла врачебную деятельность в указанный период времени. А в период работы с 05.05.2003 г. по 15.03.2005 г. в должности заведующей дневным стационаром врача-терапевта на 0,5 ставки и доверенного врача на 0,5 ставки дневного стационара поликлиники, работа непосредственно была связана с медицинской деятельностью по охране здоровья населения.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда апелляционным определением от 12.01.2016 г. оставила в силе решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 03.09.2015 г.
На данный момент в районных судах на стадии судебных разбирательств находится несколько подобных дел по вопросам пенсионного обеспечения.
В Новосибирскую областную организацию профсоюза работников здравоохранения обратилась старший лаборант Новосибирского государственного медицинского университета с просьбой помочь встать на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Дело в том, что Администрация Центрального округа г. Новосибирска отказала ей в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Причиной отказа послужило то, что предоставленная выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета были по месту пребывания, а не с места жительства. Именно отсутствие документов, подтверждающих законное основание владения и (или) пользования комнатой в общежитии и послужило основанием для обращения в Администрацию с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Было подготовлено заявление в суд и осуществлено представительство истца в суде.
В ходе судебного разбирательства в суде удалось доказать, что Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможности отказа в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, если последним не предоставлен документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, поскольку отсутствие такой регистрации обусловлено, как правило, отсутствием прав на какое-либо жилое помещение, что и было подтверждено справками об отсутствии у Заявителя недвижимого имущества.
Таким образом, все представленные Заявителем в Администрацию документы свидетельствовали о том, что она соответствует установленным критериям нуждаемости так как у неё нет в собственности жилого помещения, и она не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения.
Отказ в принятии на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию непредоставления документа, нарушает права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 49, 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку выписку из домовой книги с места жительства Заявитель не могла получить по объективным причинам, т.к. не зарегистрирована по данному адресу и собственником не является.
12 января 2017 года Железнодорожный районный суд города Новосибирска вынес законное и обоснованное решение в пользу старшей лаборантки Новосибирского государственного медицинского университета, признав незаконным отказ Администрации Центрального округа г. Новосибирска в принятии старшей лаборантки, на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и обязал Администрацию Центрального округа г. Новосибирска принять Истца на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Важным и актуальным направлением являются бесплатные выездные юридические консультации «дни открытого приема» правового инспектора труда совместно со специалистом по экономической и социальной защите в медицинских организациях. Таким образом, члены профсоюза на местах получают квалифицированную юридическую помощь по проблемам, возникающим в процессе их трудовой деятельности — начисление заработной платы, порядок оформления работы по совместительству и при совмещении профессий (должностей), перевод, невыплата отпускных, оплата больничных листов, а также по вопросам жилищного и семейного законодательства.
В течение отчетного периода проведено 27 проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, из них 2 проверки проведено совместно с государственной инспекцией труда в Новосибирской области, по результатам проверок работодателям выдано 27 представлений из 216 пунктов. Все выявленные нарушения устранены в согласованные сроки.
Анализ проведенных проверок показал, что по-прежнему имеют место нарушения трудового законодательства при заключении письменных трудовых договоров, где зачастую не отражаются обязательные условия труда, не всегда с работниками, работающими по внутреннему совместительству, заключаются трудовые договоры, не соблюдается режим рабочего времени, не соблюдается письменная форма сделки при совмещении профессий (должностей), исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, нарушается установленный законом порядок применения дисциплинарных взысканий, зачастую с работников не требуют объяснительные. Систематически нарушаются сроки оплаты отпуска, расчета при увольнении. Есть случаи неправильного учета и оплаты работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Специальная оценка условий труда проводится с нарушениями.
В ходе проверок были выявлены случаи, когда важнейшие локальные акты, содержащие нормы трудового права (положения по оплате труда, положения по компенсационным и стимулирующим выплатам, графики сменности, графики отпусков, правила внутреннего трудового распорядка и др.) принимаются работодателем зачастую с нарушением порядка, предусмотренного Трудовым кодексом РФ, в частности, принимаются без учета мотивированного мнения первичной профсоюзной организации, а некоторые пункты противоречат действующему законодательству.
По итогам проведения тематических проверок обком профсоюза подготовил и направил отчеты в ЦК с указанием количества выявленных и устраненных нарушении, с примерами в пояснительных записках.
Более того вопросы по соблюдению трудового законодательства в медицинских организациях постоянно рассматриваются на пленумах и президиумах обкома с приглашением руководителей и председателей профкомов, а также в некоторых случаях с приглашением специалистов министерства здравоохранения НСО. По итогам проведения проверок обком докладывает о результатах проведенных проверок и заслушивает руководство медицинских организаций о принятых мерах по устранению выявленных нарушений. Одно из последних президиумов было посвящено такой теме как «О работе администрации и профкомов социально-значимых служб (ГБУЗ НСО «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер», ГБУЗ НСО «Государственный Новосибирский областной врачебно-физкультурный диспансер» и ГБУЗ НСО «Новосибирский областной кожно-венерологический диспансер») по решению социально-экономических вопросов для работников в рамках социального партнерства».
В 2016 г. проведена правовая экспертиза 26 коллективных договоров и соглашений.
Постоянно ведется профилактическая работа, направленная на повышение правовой культуры и правовых знаний профактива, членов профсоюза, специалистов и руководителей учреждений. Неоднократно проводились мероприятия по обучению по вопросам деятельности профсоюзных организаций в сфере защиты прав работников, по вопросам охраны труда, оплаты труда, заключению соглашений и коллективных договоров. Проводятся обучающие семинары. Последние обучающие семинары были проведены по теме: «Специальная оценка условий труда с учетом изменений и дополнений» и такие лекции и семинары крайне необходимы, так как в последнее время в действующие федеральные законы и ведомственные нормативные акты вносятся изменения, а также принимаются новые законы и иные нормативные акты.
Дополнительно к основной работе проводится работа по охране труда в учреждениях здравоохранения, тем более это актуально в последнее время в связи с повсеместным проведение на рабочих местах медицинских работников специальной оценки условий труда.
Председатель
Новосибирской областной организации
Профсоюза работников здравоохранения РФ                                                        Г.И. Печерская

Правовой инспектор труда
ЦК Профсоюза работников
здравоохранения РФ
по Новосибирской области                                                                                     В.А. Рубель


_____________________________________________________________________________

 

 

Вопрос: О проведении спецоценки условий труда медицинских работников, работающих с патогенными микроорганизмами.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 18 марта 2016 г. N 15-1/В-871

Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации по вопросам проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников и сообщает следующее.
Приказом Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н внесены изменения в пункт 29 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее — Методика), в соответствии с которыми отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется в соответствии с приложением N 9 к Методике независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений, в том числе в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.
Имевшееся ранее в Методике обязательное требование о наличии в медицинских организациях разрешительных документов (лицензий) на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами I — IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней исключено из ее положений что, соответственно, лишает эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, права требовать от медицинской организации наличия указанных документов.
Выявление наличия на конкретных рабочих местах указанной категории работников работ с патогенными микроорганизмами (в том числе возможного контакта с их носителями) различных групп патогенности зависит от вида осуществляемой ими профессиональной деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Информация об осуществлении на рабочих местах работы с патогенными микроорганизмами может быть получена экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в том числе в ходе изучения представляемых работодателем:
технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;
технологической документации, характеристик технологического процесса;
должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.
Группа патогенности микроорганизмов определяется в соответствии с Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 64 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I — II групп патогенности (опасности)».
Решение об идентификации какого-либо фактора производственной среды и трудового процесса как потенциально вредного и (или) опасного производственного фактора принимается экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, с последующим утверждением результатов идентификации комиссией по проведению специальной оценки условий труда.
Полагаем, что на тех рабочих местах медицинских работников, на которых специальная оценка условий труда была проведена до внесения изменений приказом Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н в Методику, может быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда на основании мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда
П.С.СЕРГЕЕВ
18.03.2016

Финансирование мероприятий по СОУТ

24.02.2016
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ ответил на запрос ЦК Профсоюза о возможности использования средств обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходов медицинских организаций, связанных с проведением специальной оценки условий труда.
Текст письма:
Уважаемый Михаил Михайлович!
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходов медицинских организаций, связанных с проведением специальной оценки условий труда, сообщает.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон №426-ФЗ) указанная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Федерального закона №426-ФЗ.
Среди требований к организации, проводящей оценку условий труда, пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона № 426-ФЗ установлено наличие в качестве структурного подразделения указанной организации испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, оборудование и техника, необходимые для проведения специальной оценки условий труда, приобретаются организацией, проводящей указанную оценку.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона №426-ФЗ порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг организациями, проводящими специальную оценку условий труда, определяются гражданско-правовыми договорами.
Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 №65н, расходы на выполнение работ, оказание услуг в соответствии с гражданско-правовыми договорами, отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» Классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ).
Расходы медицинской организации, связанные оплатой договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, отнесены на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Расходы медицинской организации, связанные с оплатой труда работников учреждения, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, в повышенном размере производимые по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, отнесены на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» расходы медицинских организаций, относимые на подстатью 226 «Прочие работы, услуги», статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ включены в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Председатель                                                                                                      Н.Н.Стадченко

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
о работе правового инспектора труда ЦК Профсоюза работников
здравоохранения по Новосибирской области за 2015 год

Одним из приоритетных направлений в деятельности Новосибирской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ является работа по защите трудовых и социальных прав и законных интересов членов профсоюзов, первичных профсоюзных организаций, пропаганде и разъяснению действующего законодательства, а также практики его применения.
За период с января по декабрь 2015 года в правовую службу Новосибирской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ за разъяснением и защитой своих прав, включая устные обращения по телефону, обратилось 812 человек.
Более 80% обратившихся получили помощь по вопросам трудового законодательства касающихся заработной платы, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера, заключения, расторжения трудового договора, несвоевременной оплате отпусков, вопросов по предоставлению дополнительных отпусков, продолжительности рабочего времени отдельных категорий работников, гарантий и компенсаций работникам после проведенной спецоценки, а также при сокращении численности или штата работников организации, около 20% обратившихся получили помощь — по вопросам гражданского, жилищного, пенсионного, семейного и другим отраслям права. Основная масса вопросов решалась положительно в ходе устной консультации, по ряду вопросов были подготовлены и направлены обращения в федеральные и региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Полученные ответы доведены до сведения лиц, обратившихся за консультацией.
В 2015 г. правовым инспектором рассмотрено 25 жалоб и обращений. На все обращения заявителям даны письменные ответы. Вопросы касались правильности и порядка предоставления дополнительных отпусков, подсчета стажа, необходимого для выхода на пенсию, процедуры заключения коллективных договоров, процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, порядка осуществления компенсационных и стимулирующих выплат, установления режима рабочего времени и др. Результатом рассмотрения обращений явилось правильное применение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при предоставлении ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, разъяснения по вопросам заключения коллективных договоров.
Неоднократно обращались за консультациями по поводу разъяснения тех или иных вопросов трудового законодательства руководители учреждений, работники экономической, кадровой службы, бухгалтерии, специалисты по охране труда, председатели профсоюзных комитетов. В последнее время очень много вопросов было по специальной оценке условий труда, введении эффективного контракта в учреждениях здравоохранения и т.д.
Осуществление защиты прав обратившихся работников начиналось, прежде всего, с проведения переговоров с руководителями учреждений, специалистами. Обращалось внимание специалистов на факты нарушения законодательства со ссылкой на нормативные документы, давались разъяснения по правильному применению документов. В результате удавалось восстановить нарушенные права членов профсоюза без обращения в органы по рассмотрению трудовых споров (суды и КТС).
Так характерным примером в этом направлении можно считать ситуацию, когда в обком профсоюза за юридической помощью обратились работники отделения патологии новорожденных и недоношенных детей ГБУЗ НСО ГНОКБ с просьбой разобраться с необъективным снижением уровня гарантий и компенсаций сотрудникам этого отделения после проведения специальной оценки условий труда в октябре 2014 г.
В учреждении 04.02.2015 г. была проведена проверка правовым инспектором труда профсоюза работников здравоохранения и заместителем руководителя технической инспекции труда Федерации профсоюзов НСО.
В материалах проведенной специальной оценки условий труда, представленной службой охраны труда ГБУЗ НСО «ГНОКБ» установлено, что оценивались факторы производственной среды и трудового процесса такие как: химический, параметры микроклимата и параметры световой среды.
На момент проведения проверки Приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 20.01.2015 г. № 24н были внесены изменения в методику проведения специальной оценки условий труда и классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 г. № 33н. Внесенными изменениями в Методику проведения специальной оценки условий труда уточнен порядок отнесения условий труда к классам и подклассам при воздействии биологического фактора. Теперь в медицинских организациях при установлении класса условий труда при проведении спецоценки в обязательном порядке должен учитываться биологический фактор в соответствии с принятым Приказом Минтруда России от 20.01.2015 года №24н.
Также в целях реализации Постановления Правительства РФ от 14.04.2014 N 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» на момент проведения проверки существовал проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ, которым утверждались особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах следующих категорий медицинских работников:
— рабочие места которых расположены в помещениях, к которым нормативными правовыми актами РФ предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные).
В соответствии с данным проектом Приказа на рабочих местах (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные) обязательным исследованиям и измерениям подлежали следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:
а) химические факторы;
б) неионизирующее излучение;
в) ионизирующее излучение;
г) биологический фактор;
д) тяжесть трудового процесса;
е) напряженность трудового процесса.
Таким образом, работодателю было рекомендовано до принятия Приказа Минтруда № 250н (начал действовать с 02.06.2015 г.) гарантии и компенсации не снижать, а с принятием Приказа провести внеплановую спецоценку. Сотрудникам отделения патологии новорожденных и недоношенных детей было рекомендовано с принятием Приказа № 250н обратиться в выборный орган первичной профсоюзной организации с тем, чтобы последний, в свою очередь, обратился к работодателю с мотивированным предложением о проведении в отделении внеплановой специальной оценки условий труда в соответствии п.п. 7 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с обязательным исследованием на рабочих местах тех работников, кто работает в отделении интенсивной терапии, вредных и (или) опасных производственных факторов которые не были исследованы при проведении спецоценки в 2014 г.
В последующем отслеживая эту ситуацию, было установлено, что в конце 2015 г. работодателем была проведена внеплановая спецоценка в этом отделении.
Также после проведения проверки, по обращению работников Городской поликлиники № 22, удалось отстоять право работников работающих по совместительству на надбавку за качественные показатели деятельности. Так работодатель при заключении трудовых договоров о работе по совместительству в 2015 г. не указал данный вид надбавки, чем нарушил ч. 2 ст. 287 Трудового кодекса РФ. В соответствии с представлением работодатель устранил выявленные нарушения, в трудовые договоры с работниками, работающими по совместительству, были внесены изменения, а именно установлена и прописана надбавка за качественные показатели деятельности и устранены иные нарушения, выявленные в ходе проверки.
В июле 2015 г. в обком профсоюза обратился председатель первичной профсоюзной организации ГБУЗ НСО «Северная ЦРБ» в связи с тем, что 12 работникам (члены профсоюза) были выданы уведомления о сокращении численности и штата работников организации. Сама процедура сокращения численности проходила с нарушениями которые выразились в следующем:
— уведомление о проведении мероприятий по сокращению численности и штата работников первичная профсоюзная организация получила позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
— не был соблюден порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренный ст. 373 Трудового кодекса РФ.
Аналогичные нарушения в данном учреждении были и в 2014 г. при проведении процедуры сокращения. После оказания юридической помощи обкома профсоюза (подготовка исковых заявлений, консультация председателя профкома Тарабарова Н.А. участвующего в судебных заседаниях) 5 работников по решению суда были восстановлены на работе.
Учитывая очевидные нарушения трудового законодательства при проведении процедуры сокращения в 2015 г. Обкомом профсоюза совместно с председателем первичной профсоюзной организации ГБУЗ НСО «Северная» было принято решение, не дожидаясь увольнения людей по сокращению численности, обратится в прокуратуру Северного района Новосибирской области.
После проведенной проверки на основании представления прокуратуры Северного района администрация учреждения отменила приказ о сокращении численности работников.
Сейчас все большее значение приобретает судебная защита законных прав и интересов работников. За правовой помощью при обращении в суды обратились 6 человек по вопросам пенсионного обеспечения.
Правовым инспектором труда обкома в отчетном периоде успешно защищены права работников по досрочному назначению трудовых пенсий по старости и о включении при этом в льготный стаж определенных периодов работы.
Так, например, в обком профсоюза работников здравоохранения РФ обратилась санитарка рентген кабинета в «Городской поликлинике № 7». Управление Пенсионного фонда в Октябрьском районе г. Новосибирска в своем решении отказало К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитав период работы: с 27.10.1992 по 24.10.2014 г. в должности санитарки в рентген кабинете в «Городской поликлинике № 7», так как позицией 22600000 – 14467 раздела ХХIV Списка № 2 утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 предусмотрены младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах).
В ходе судебного разбирательства удалось доказать тот факт, что в период работы с 27.10.1992 по 24.10.2014 г К. работала в рентген кабинете «Городской поликлинике № 7» в должности санитарки постоянно, полный рабочий день, выполняла работу младшей медицинской сестры по уходу за больными, поскольку выполняла работу аналогичную работе младшей медицинской сестры по уходу за больными, с учетом особенностей работы рентген кабинета, при этом в штатном расписании данного лечебного учреждения в рентген кабинете должность младшей медицинской сестры по уходу за больными отсутствовала. В итоге Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 22.06.2015 г. исковые требования К. были удовлетворены.
Решение суда Управлением Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе г. Новосибирска обжаловано не было и оно вступило в законную силу.
Фельдшеру фельдшерско-акушерского пункта в селе Шагалово Л. Пенсионный фонд не учел период работы с 10.04.2000 г. по 31.01.2005 г., так как в трудовой книжке была указана должность заведующая Шагаловской врачебной амбулаторией – фельдшер, а также не были включены в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В ходе судебного разбирательства удалось доказать, что осуществляемая работа в должности заведующей Шагаловской врачебной амбулаторией – фельдшера за период с 10.04.2000 г. по 31.01.2005 г. непосредственно была связана с медицинской деятельностью по охране здоровья населения и тождественна указанной в Перечне должностей по приложению к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 должности фельдшера. В итоге Коченёвский районный суд Новосибирской области обязал Пенсионный фонд включить период работы с 10.04.2000 г. по 31.01.2005 г., в должности заведующей Шагаловской врачебной амбулаторией – фельдшер, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В последующем в Новосибирском областном суде удалось отстоять право фельдшера Л. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда апелляционным определением от 14.01.2016 г. оставила в силе решение Коченёвского районного суда Новосибирской области от 01.10.2015 г.
Дзержинский районный суд г. Новосибирска, рассмотрев исковое заявление Л. к Управлению пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска, обязал своим решением от 3 сентября 2015 года Пенсионный фонд включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 02.07.2001 г. по 04.05.2003 г. в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе и в должности врача-терапевта по совместительству на 0,25 ставки в этот период. В ходе судебного разбирательства удалось доказать, что Л. занимая должность руководителя в лечебном учреждении осуществляла врачебную деятельность в указанный период времени. Также суд обязал своим решением Пенсионный фонд включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 05.05.2003 г. по 15.03.2005 г. в должности заведующей дневным стационаром врача-терапевта на 0,5 ставки и доверенного врача на 0,5 ставки дневного стационара поликлиники в этот же период, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, признать право Л. на досрочную пенсию по старости и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней к Управлению пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска.
В последующем в Новосибирском областном суде удалось отстоять право Л. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда апелляционным определением от 12.01.2016 г. оставила в силе решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 03.09.2015 г.
На данный момент в районных судах на стадии судебных разбирательств находится несколько подобных дел по вопросам пенсионного обеспечения.
Важным и актуальным направлением являются бесплатные выездные юридические консультации «дни открытого приема» правового инспектора труда совместно со специалистом по экономической и социальной защите в медицинских организациях, которые наиболее доступны для широкого круга лиц. Таким образом, члены профсоюза на местах получают квалифицированную юридическую помощь по проблемам, возникающим в процессе их трудовой деятельности — начисление заработной платы, порядок оформления работы по совместительству и при совмещении профессий (должностей), перевод, невыплата отпускных, оплата больничных листов, а также по вопросам жилищного и семейного законодательства. Такие «дни открытого приема» проведены в ГБУЗ НСО «Сузунская ЦРБ», ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ», ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 11», ГБУЗ НСО «Городская поликлиника № 22».
В течение отчетного периода проведено 29 проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, из них 3 проверки проведено совместно с государственной инспекцией труда в Новосибирской области, 1 проверка проведена совместно с прокуратурой Центрального района г. Новосибирска, по результатам проверок работодателям выдано 29 представлений из 232 пунктов. Все выявленные нарушения устранены в согласованные сроки.
Анализ проведенных проверок показал, что по-прежнему имеют место нарушения трудового законодательства при заключении письменных трудовых договоров, где зачастую не отражаются обязательные условия труда, не всегда с работниками, работающими по внутреннему совместительству, заключаются трудовые договоры, не соблюдается режим рабочего времени, не соблюдается письменная форма сделки при совмещении профессий (должностей), исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, нарушается установленный законом порядок применения дисциплинарных взысканий, зачастую с работников не требуют объяснительные. Систематически нарушаются сроки оплаты отпуска, расчета при увольнении. Есть случаи неправильного учета и оплаты работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Специальная оценка условий труда проводится с нарушениями.
В ходе проверок были выявлены случаи, когда важнейшие локальные акты, содержащие нормы трудового права (положения по оплате труда, положения по компенсационным и стимулирующим выплатам, графики сменности, графики отпусков, правила внутреннего трудового распорядка и др.) принимаются работодателем зачастую с нарушением порядка, предусмотренного Трудовым кодексом РФ, в частности, принимаются без учета мотивированного мнения первичной профсоюзной организации, а некоторые пункты противоречат действующему законодательству.
По итогам проведения тематических проверок обком профсоюза подготовил и направил отчеты в ЦК с указанием количества выявленных и устраненных нарушении, с примерами в пояснительных записках.
Более того вопросы по соблюдению трудового законодательства в медицинских организациях постоянно рассматриваются на пленумах и президиумах обкома с приглашением руководителей и председателей профкомов, а также в некоторых случаях с приглашением специалистов министерства здравоохранения НСО. По итогам проведения проверок обком докладывает о результатах проведенных проверок и заслушивает руководство медицинских организаций о принятых мерах по устранению выявленных нарушений. Одно из последних президиумов было посвящено такой теме как «О работе администрации и профкома ГБУЗ НСО «Городская детская клиническая больница скорой медицинской помощи» по решению социально-экономических вопросов для работников больницы».
В 2015 г. проведена правовая экспертиза 29 коллективных договоров и соглашений.
Постоянно ведется профилактическая работа, направленная на повышение правовой культуры и правовых знаний профактива, членов профсоюза, специалистов и руководителей учреждений. Неоднократно проводились мероприятия по обучению по вопросам деятельности профсоюзных организаций в сфере защиты прав работников, по вопросам охраны труда, оплаты труда, заключению соглашений и коллективных договоров. Проводятся обучающие семинары. Последние обучающие семинары были проведены по темам: «Новое в трудовом законодательстве РФ», «Эффективный контракт», «Специальная оценка условий труда с учетом изменений и дополнений» и такие лекции и семинары крайне необходимы, так как в последнее время в действующие федеральные законы и ведомственные нормативные акты вносятся изменения, а также принимаются новые законы и иные нормативные акты.
Дополнительно к основной работе проводится работа по охране труда в учреждениях здравоохранения, тем более это актуально в последнее время в связи с принятием Федеральных законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ, а также внесенных изменений в методику проведения специальной оценки условий труда.

ПРОФСОЮЗНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ МЛАДШЕГО МЕДПЕРСОНАЛА

Минтруд России утвердил профессиональный стандарт для младшего медицинского персонала: санитаров и младших медицинских сестер Приказом от 12.01.2016 N 2н
Младшему медицинскому персоналу стандарт обеспечит базовый алгоритм профессиональной деятельности, и позволит в различных ситуациях найти верное решение. Также профстандарт может применяться руководителями медицинских учреждений для контроля работы персонала.
Уровни квалификаций младшего медицинского: санитар – 2 квалификационный уровень; младшая медицинская сестра по уходу за больными – 4 квалификационный уровень.
В соответствии с этим в стандарте были выделены две трудовые функции: «Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов» и «Оказание медицинских услуг по уходу».
Какие функции входят в «Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов»:
• перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов;
• санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.
Какие функции входят в «Оказание медицинских услуг по уходу»:
• профессиональный уход за пациентом;
• уход за телом умершего человека.

Яндекс.Метрика